День первый. Слишком много информации

Как и следовало ожидать, ответа на свои вчерашние вопрошания я не получила. А жаль. Но, может, все еще впереди.

Может и не нужно это все по одной-единственной причине: очень много информации каждый день получает человек. Соцсети, заголовки СМИ, вывески, наружная реклама... У некоторых (типа меня) -- дурацкая привычка мониторить новостные сайты... Новости зачастую - о каких-нибудь коррупциях, лесных пожарах и прочих несчастливых делах. На то они и новости, и любой учебник по новостной журналистике скажет вам, что именно это и читается, и если бы СМИ писали каждый день о чем-то хорошем, поверьте, никто бы это не читал - просто психология человека устроена вот так, а не по-другому. От всей этой информации, получаемой каждый день в больших объемах, здорово устаешь.

В университете я писала курсовые по истории журналистики. На третьем курсе впервые увидела газету начала XX века - настоящую, живую, огромную (формата A2), с желтыми-желтыми хрупкими страницами и дореволюционными буквами. Это была "Сибирская жизнь" - одно из самых популярных в дореволюционное время изданий и, по меркам того времени, одно из самых современных. На первых двух страницах "Сибирская жизнь" публиковала телеграммы Российского информационного агентства - аналог современных коротких новостей. Телеграммы были о событиях, происходящих за рубежом и в столичных городах. И знаете, что больше всего меня удивило, когда я впервые познакомилась с этими телеграммами, а через них - с настоящей повседневной жизнью мира начала XX века? (Не причесанного, как в учебнике, а такого, какой есть - в котором непонятно, что основное, а что второстепенное, в котором столько событий, что дух захватывает, и причинно-следственные связи еще только предстоит выявить.) Что ничегошеньки за сто лет в этом мире не изменилось. Не изменилось ничего в отношениях между странами: все также Китай представляет "желтую опасность", Америку обвиняют в имперских устремлениях, а Европу укоряют за слишком уж осторожную политику. Ну абсолютно ничего не изменилось.

На тот момент меня это как-то успокоило. Правда, я тут же спохватилась, что через 10 лет после событий, о которых читаю (газеты были за 1904 год) началась Первая мировая война. Как бэ, если проводить параллели и аналогии, - это не придавало оптимизма. Но в глубине души теплилась надежда, что после ужасов Второй мировой человечество все же не попробует это повторить.

Ой, что-то я совсем в философию пошла... Хотела сказать-то абсолютно о другом. О том, что нужно беречь свое внутреннее состояние, силы (умственные и душевные) и ограничивать себя в количестве информации, которую вы получаете.

В отпуске у меня не было доступа к интернету, телевизор я смотрела в лучшем случае раз в день, но специально не включала его во время выпусков новостей. И это был самый счастливый отпуск на свете. Без постоянной оглядки на кого-нибудь, пусть виртуальной, без постоянного накачивания себя переживаниями о наступающем ИГИЛе и падающем рубле. Без всего этого я смогла пообщаться со своей семьей, прочитать несколько художественных книг, насладиться тишиной и спокойствием и послушать себя. Вернуться к себе. Это так важно для внутренней гармонии, без которой вы -- ничто.

Поэтому, может, то, что происходит здесь, вот на этом сайте, и не нужно? Зачем забивать людям голову новой информацией, пустой, неинтересной, не дающей ничего? Один из моих любимых современных фотографов Сергей Пономарев сказал недавно в каком-то интервью, что он и его коллеги уже не смогут остановить войну фотографией. Как раз потому, что слишком много информации стало вокруг, в том числе и визуальной, и самая потрясающая фотография теряется в этом потоке - на нее просто не успевают обратить внимание, не то, что задуматься! Так вот, статья из какого-нибудь блога или газетная колонка тоже уже не изменит мир. Ну, вспонимните, какой журналистский материал (или возьмем шире - медийный) вызвал, ну, скажем, в последний год широкое обсуждение? Настолько широкое, что президент страны подал в отставку (как после Уотергейского скандала) или открылся огромный обман табачных компаний (расследование Лоуэлла Бергмана, показанное в фильме "Свой человек")? 

И при этом каждая вторая фотография претендует быть той самой, которая "остановит войну", и каждый второй текст - на то, чтобы стать не менее популярным, чем "уотергейские" колонки в The Washington Post.

Люди устали от всего этого. Люди хотят отдохнуть.